Ребята - казачата

1.

Паспорт программы

Образовательная программа по художественно - эстетическому направлению
«Ребята-казачата»
Руководитель программы: педагог дополнительного образования, воспитатель
Атарщикова Н.А
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждения детский сад № 40 «Теремок» ст. Терская
Адрес: РСО - Алания, ст. Терская, ул. Ленина 14, тел: 8(867)3650180,8(867)3650003
Электронная почта: lana_aleynikova@mail.ru
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении детский сад № 40 «Теремок»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного учреждения
Цель программы: познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма
славного имени Терских казаков и формирование представлений детей об истории
возникновения казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями,
обычаями и бытом.
Направленность программы: культурологическая
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Способ освоения содержания образования: креативный

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ребята –
казачата» имеет туристическо-краеведческую направленность и разработана для детей
в возрасте от 5 до 6 лет

3.Основные характеристики программы
Название
Программы
Направленность
программы

«Ребята – казачата»

Адресат программы
Актуальность
программы

дети 5-6 лет
Обусловлена живым научным и общественным
интересом к возрождению и становлению казачества
как своеобразному феномену многовековой истории
Российского государства. К сожалению то, что годами
копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды,
мы стремительно успели растерять. В погоне за
западной модой, мы забываем культуру своего
народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем
культуру запада, а порой не знаем, как жили наши
предки всего двести лет назад, как отдыхали, как
работали, как отмечали праздники, о чем они думали.
Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы
своим детям, внукам и правнукам. Будет ли нам, что
им поведать о своей неповторимой народной
культуре, о своей самобытности. Смогут ли наши
дети ответить на вопросы, связанные с культурой
казачества. Мы должны вернуть утраченные
человеческие ценности, восстановить связь времен.
Без прошлого нет настоящего и будущего
Программа знакомит дошкольников с историей,
традициями, культурой, бытом терских казаков;
охватывает литературный, фольклорный,
исторический материал.

Отличительные
особенности

Новизна программы

туристическая-краеведческая

Заключается в том, что создается модель
образовательной и воспитательной среды в условиях
детского сада, развивающей личность воспитанников
как субъекта культуры и духовности.
Программа знакомит дошкольников с историей,

традициями, культурой, бытом терских казаков;
охватывает литературный, фольклорный,
исторический материал; помогает формировать
личность, способную к успешной социализации;
создаѐт обогащённую духовную среду; способствует
самореализации индивидуальности ребенка.
В современном обществе необходимо радикальное
изменение ценностных ориентаций, при которых
каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи
исторической преемственности. Программа
реализуется через интеграцию образовательных
областей и направлена на личностноориентированный подход к каждому ребенку в
соответствии с ФГОС ДО.
Все учебные занятия направлены на общее
Педагогическая
развитие
ребенка. Расширяется кругозор ребенка о
целесообразность
народных традициях и праздниках, их современной
программы
направленности, дается возможность
творческие способности обучающегося.

Уровень освоения
программы
Цель Программы

Задачи программы

проявить

базовый
Познание истоков культуры, истории, духовности,
патриотизма славного имени Терских казаков и
формирование представлений детей об истории
возникновения казачества, знакомство с творчеством,
символикой, традициями, обычаями и бытом.
Образовательные:
- расширять представления детей о казачестве.
Побудить интерес к предлагаемой деятельности.
- формировать представления о традиционной
семье казака; знакомство с семейным укладом,
обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении
и передаче традиций.
- на основании исторического материала подвести
детей к выводу об особенностях быта, традиций,
уклада жизни казаков
Развивающие:
- развивать интерес к историческому прошлому
нашей Родины.
- вызывать у детей эмоциональный отклик, гордость
за родные места, желание охранять природу своего
края.
- развивать индивидуальные творческие способности
воспитанников, образное и логическое мышление,
воображение, самостоятельность.
Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к родной культуре, к
труду и людям труда;
- воспитывать интерес к художественному слову, к
своеобразию терского фольклора.
- формировать у детей элементарные представления о
том, что место, где мы живем, называется Казачий
край, его характерные особенности.
Объем и сроки
освоения
программы

Программа «Ребята-казачата» рассчитана на 1
год обучения и предназначена для детей 5-6 лет.
В кружке должно заниматься не более 15 человек.
Срок реализации программы 1 год. 36 недель , 9
месяцев
Объем реализуемой программы – 72 часа. 2
часа в неделю
С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний
период провидятся с детьми 8 занятий по 30 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут при наличии
сменной игровой деятельности, включения
динамических пауз (5-8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и
практику. Большая часть занятий отводится на
практическую работу детей.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.

Основные формы
обучения







Интегрированные занятия;
Практические занятия;
Игровые формы организации занятий;
Выставки;
Экскурсии;

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковой или эвристический
Креативный (творческий)
Игровой

Критерии и
показатели
результатов
программы:

Образовательный:
 Качество усвоения;
 Уровень овладения деятельностью;
Социологический:
 Умение строить отношения в коллективе;
 Уровень развития коллектива
Индивидуально-личностные:




Широта и устойчивость интересов;
Общекультурный кругозор;



уровень мышления, воли, эмоциональной
сферы;
 степень контактности, отзывчивости,
соучастия, умения сопереживать, принимать и
понимать других, степень реализации
индивидуальных возможностей, терпимость и
лояльность.
Воспитанности:


сформированность качеств;

Психологического комфорта:





Предполагаемые
результаты

степень оптимизма, защищенности,
уверенности;
эмоциональное состояние;
межличностные отношения;
социальное благополучие.

Образовательный блок:
К концу года дети будут знать:
1- будут знать особенности жизни и быта казачества;

о том, как ведется хозяйство, знания
предметов деревенского быта, домашней утвари,
кухни;
2- будут знать о обычаях, праздниках, обрядах,

традициях терского народа, о народном календаре;
3 - будут знать особенности народного костюма,
музыкальный фольклор, народные праздники и
традиции;
К концу года дети будут уметь:
1- будут давать оценку, высказывать свое мнение по

поводу мировоззрения Терских казаков в прошлом;
2 - будут самостоятельно организовывать казачьи
игры;
3 - будут знать жизнь казачества в городе и деревне,
их особенности
Развивающий блок:

К концу года дети будут уметь:
1. будут беречь и охранять родную природу, любовь к

родному краю;
2. - будут в течение года активно участвовать в
календарно-обрядовых праздниках, где будут
демонстрируют свои способности;

Учебный план
№

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16

Тема занятия

Вводное занятие
Люблю тебя мой край родной»
Мониторинг
Рисование «Мой край
Аппликация: «Родной край»
Разучивание казачьей игры «Перебери
зерно»
Лепка: «Птичий двор»
Беседа «Достопримечательности
города»
Рисование «Памятники родного города»
Беседа «Воспитание казачат»
Беседа «Моя большая семья»
Аппликация «Дом для казачьей семьи»
Лепка «Моя любимая семья»
Рисование «Моя рука – моя семья»
Рисование «Моя семья»
Беседа «Что такое генеалогическое
дерево?»
«Составление генеалогического древа
семьи»
Поделка «Моя семья»

Все
го
час
ов

1

Всего часов
Тео Пр Форма
рет акт контрол
и
и
я
чес чес
ких ких
1ч.
опрос

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

опрос
указания
наблюде
ние
указание
опрос

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

указание
опрос
опрос
указание
указание
указания
беседа
беседа

1

1

указание

1

1

1
1
1
1

1

наблюде

Аттестация

17
18
19
20
21

22

ние
беседа
указания
набл.
набл.

Беседа «Кто такие казаки»
Лепка «Конь для казака»
Аппликация: «Терская казачка»
Рисование «Украшение костюма
казачки»
«Встреча с атаманом сельского
поселения станицы Терской»

1
1
1
1

1

1

1

беседа

Беседа «Кто мы, откуда. Где наши
корни»
Рисование «Казачий костюм»
Лепка «Казачья утварь»
Посещение библиотеки.
Рисование «Казаки»
Лепка «Каравай румяный»
Рисование «Разукрашивание каравая»
Беседа «Традиции и обычаи казаков»
Разучивание казачьей игры «Чур у
дерева»
Просмотр презентации «Казаки люди
вольные»
Беседа «Заповеди казачества»

1

1

беседа

1
1
1

1
1

указание
наблюд.

1
1
1
1
1

наблюд.
наблюд.
наблюд.
беседа
наблюд.

1

1

показ

1

1

беседа

1

1

беседа

37
38

«В казачьей хате» экскурсия в мини –
музей детского сада. Мониторинг
знания. Умения и навыки детей на
середину уч.года
Лепка из соленого теста «Посуда
казака»
Раскрашивание посуды
Аппликация «Мисочка – посуда
казаков»
Беседа «Крещение»
Поздравительная открытка к Рождеству

1
1

1

39

«Живет в народе песня»

1

1

40

Рисование «Одежда казака и казачки»

41

Праздник «Масленица пришла –
радость принесла»
Лепка «Чудесные горшочки»

1

1

Беседа «Сердце матери лучше солнца
греет»
Рисование «Одежда казака»

1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34
35
36

42
43
44

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

указание

1
1

1
1

беседа

1

1

беседа
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
беседа
1

наблюде
ние
беседа

1

наблюде

1

ние
наблюде
ние
наблюде
ние
беседа
наблюд.

45

«Хороводные казачьи игры»

1

46

Лепка «Браслеты и бусы для красавиц –
казачек»
Беседа «Ремесла и промыслы казаков»
«Улыбнись, поклонись и на пляску
становись»
Беседа «Традиции и обычаи казаков»
Лепка «Вареники»
Рисование «Расшиваем платок
узорчатый»
Пластилинография
«Скатерть
к
празднику»
Беседа: «С нами чудо из чудес –
благовещенье с небес»
Беседа «Золотые имена»
Аппликация «Веточка рябины»
Беседа «Будь как дома, но не забывай,
что в гостях»
Беседа «Вербное воскресение»
рассматривание веточек вербы.
Лепка «Вербная веточка»
Экскурсия в храм. Беседа «Пасха в
казачьей семье»
Чтение «Пасхальные сказки»
Беседа «Пасха, Красная горка»
Роспись яиц к празднику
Праздничная открытка к Пасхе
Рисование «Казачья утварь»

1

1

1

1

1

67

«История казачьего костюма»
(аппликация)
«Распишем тарелочку для казачки»
(поделка из мятой бумаги)
Рисование «Едим в гости к казакам»

1

1

68

Рисования «Казаки»

1

1

69

Беседа «Культура общения в семье и
обществе»
Беседа «Без прошлого нет настоящего»
Закрепить знание детей о казаках
родного края
Развлечение с родителями
Всего часов

1

1

указания
наблюде
ние
опрос
беседа
указания
указания
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
беседа

1
1

1
1

беседа
опрос

1
72
ч.

1
опрос
36ч 36ч
.
.

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

70
71
72

1
1

1
1

1
1

1
1
1

1

1

1
1

беседа
указан.
указание

1

указание

1

1

беседа

1
1
1

1
1

беседа
указания
беседа

1

1

беседа

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

Летний период с 1.06.-30.06.2025г.
Древнерусские былины о казаках Илья
Муромец
Лепка «Квасник»
Беседа «Казаки коневоды»
Казачий фольклор: пословицы
поговорки о казачьей дружбе
Беседа «Идет кузнец из кузницы»
«Казачий круг»
Рисование «Профессии казаков»
Семейная викторина «Мы казаки»

1
2
3
4
5
6
7
8

Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

8ч. 6ч.

2ч

Календарный учебный график работы кружка «Ребята – Казачата»
№

Тема занятия

1.

Вводное занятие
Люблю тебя мой
край родной»
Мониторинг
Рисование
«Мой
край
Аппликация:
«Родной край»
Разучивание
казачьей игры
«Перебери зерно»
Лепка:
«Птичий
двор»
Беседа
«Достопримечатель
ности города»
Рисование
«Памятники
родного города»
Беседа «Воспитание
казачат»
Беседа «Моя
большая семья»

2.
3.
4.

5.
6.

7.

8.
9.

Дата
Форма
проведения Количество
занятия
часов
теорит практ
ич
02.09.2024
1 час
беседа

Форма
контрол
я
опрос

04.09.2024

1час

показ

опрос

09.09.2024

1час.

показ

указания

беседа

наблюде
ние

показ

указание

беседа

опрос

беседа

указание

11.09.2024
1час

16.09.2024
18.09.2024

1час
1час

23.09.2024.

25.09.2024

1час

беседа

опрос

02.10.2024.

1час

беседа

опрос

10. Аппликация «Дом
для казачьей семьи»
11. Лепка «Моя
любимая семья»
12. Рисование «Моя
рука – моя семья»
13 Поделка «Моя
семья»
14. Беседа «Что такое
генеалогическое
дерево?»
15. «Составление
генеалогического
древа семьи»
16. Рисование
«Моя
семья»
17. Беседа «Кто такие
казаки»
18. Лепка «Конь для
казака»
19. Аппликация:
«Терская казачка»
20. Рисование
«Украшение
костюма казачки»
21. «Встреча с
атаманом сельского
поселения станицы
Терской»
22. Беседа «Кто мы,
откуда. Где наши
корни»
23. Рисование «Казачий
костюм»
24. Лепка «Казачья
утварь»
25. Посещение
библиотеки
26. Рисование «Казаки»
27. Лепка
«Каравай
румяный»
28. Рисование
«Разукрашивание
каравая»
29. Беседа «Традиции и
обычаи казаков»
30. Разучивание

07.10.2024.

1час

беседа

указание

09.10.2024.

1час

беседа

указание

14.10.2024.

1час

беседа

указания

беседа

беседа

16.10.2024.
21. 10.2024.

1час

беседа

беседа

23.10.2024.

1час

беседа

указание

беседа
беседа

наблюде
ние
беседа

1час

28.10.2024.
30.10.2024.

1час

06.11.2024.

1час

беседа

указания

11.11.2024.

1час

беседа

набл.

13.11.2024.

1час

беседа

набл.

18.11.2024.

1час

беседа

беседа

20.11.2024.

1час

беседа

беседа

25.11.2024.

1час

беседа

указание

27.11.2024.

1час

показ

наблюд.

02.12.2024.

1час

беседа

04.12.2024.
09.12.2024.

1час
1час

беседа
беседа

наблюд.
наблюд.

11.12.2024.

1час

беседа

наблюд.

беседа

беседа

показ

наблюд.

16.12.2024.
18.12.2024.

1час
1час

31.

32.
33.

34.

35.
36.

37.
38

39.
40.
41.

42.
43.

44.
45.
46.

47.

казачьей игры «Чур
у дерева»
Просмотр
презентации
«Казаки люди
вольные»
Беседа «Заповеди
казачества»
«В казачьей хате»
экскурсия в мини –
музей детского сада.
Мониторинг знания.
Умения и навыки
детей на середину
уч.года
Лепка из соленого
теста
«Посуда
казака»
Раскрашивание
посуды
Аппликация
«Мисочка – посуда
казаков»
Беседа «Крещение»
Поздравительная
открытка к
Рождеству
«Живет в народе
песня»
Рисование «Одежда
казака и казачки»
Праздник
«Масленица пришла
– радость принесла»
Лепка «Чудесные
горшочки»
Беседа
«Сердце
матери
лучше
солнца греет»
Рисование «Одежда
казака»
«Хороводные
казачьи игры»
Лепка «Браслеты и
бусы для красавиц –
казачек»
Беседа «Ремесла и

23.12.2024.

1час

беседа

показ

25.12.2024.

1час

беседа

беседа

13.01.2025.

1час

беседа

беседа

15.01.2025.

1час

беседа

1час

беседа

20.01.2025.

1час

22.01.2025.

1час

беседа

беседа

27.01.2025.
29.01.2025.

1час

беседа
беседа

беседа
наблюде
ние

03.02.2025.

1час

беседа

наблюде
ние
наблюде
ние
беседа

1час

1час

05.02.2025
10.02.2025

1час

17.02.2025.

1час

1час

03.03.2025.

1час

беседа
беседа

1час

26.02.2025.

показ
беседа

1час

19.02.2025.
24.02.2025.

беседа
1час

12.02.2025.

беседа

показ
беседа

наблюде
ние
беседа
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
беседа

48.

49.
50
51.

52.

53.

54.
55.
56.

57.

58.
59.

60.

61.
62.
63.
64.
65.

промыслы казаков»
«Улыбнись,
поклонись и на
пляску становись»
Беседа «Традиции и
обычаи казаков»
Лепка «Вареники»
Рисование
«Расшиваем платок
узорчатый»
Пластилинография
«Скатерть
к
празднику»
Беседа: «С нами
чудо из чудес –
благовещенье
с
небес»
Беседа «Золотые
имена»
Аппликация
«Веточка рябины»
Беседа «Будь как
дома, но не забывай,
что в гостях»
Беседа «Вербное
воскресение»
рассматривание
веточек вербы.
Лепка
«Вербная
веточка»
Экскурсия в храм.
Беседа «Пасха в
казачьей семье»
Чтение
«Пасхальные
сказки»
Беседа
«Пасха,
Красная горка»
Роспись яиц к
празднику
Праздничная
открытка к Пасхе
Рисование «Казачья
утварь»
«История казачьего
костюма»
(аппликация)

05.03.2025.

1час

беседа

наблюд.

10.03.2025.

1час

беседа

беседа

12.03.2025.
17.03.2025.

1час
1час

показ
показ

указан.
указание

19.03.2025.

1час

беседа

указание

24.03.2025.

1час

беседа

беседа

26.03.2025.

1час

беседа

беседа

показ

указания

1час

31.03.2025.
02.04.2025.

1час

беседа

беседа

07.04.2025.

1час

беседа

беседа

беседа

указания
наблюде
ние

1час

09.04.2025.
14.04.2025.

1час

беседа

16.04.2025.

1час

указани опрос
е

21.04.2025.

1час

беседа

беседа

23.04.2025.

1час

беседа

указания

28.04.2024.

1час

беседа

указания

30.04.2024.

1час

беседа

наблюде
ние
наблюдн
ие

05-05.2025.

1час

беседа

66. «Распишем
07.05.2025.
тарелочку для
казачки»
(поделка из мятой
бумаги)
67. Рисование «Едим в 12.05.2025.
гости к казакам»
68. Рисования «Казаки» 14.04.2025.
69. Беседа «Культура
общения в семье и
обществе»
70. Беседа
«Без
прошлого
нет
настоящего»
71. Закрепить
знание
детей о казаках
родного края
72. Развлечение с
родителями
Всего часов

1час

беседа

наблюдн
ие

1час

беседа

1час

беседа

19.05.2025.

1час

беседа

наблюдн
ие
наблюдн
ие
беседа

21.05.2025.

1час

беседа

беседа

26.05.2025.

1час

беседа

опрос

28.05.2025.

1час

беседа

опрос

72ч.

36ч

36ч.

Летний период с 01.06 по 30.06.2025г.
1

2

3
4

5
6
7

8

Древнерусские
03.06.2025.
былины о казаках
Илья Муромец
Лепка «Квасник»
04.06.2025.

1час

Беседа «Казаки
коневоды»
Казачий фольклор:
пословицы
поговорки о
казачьей дружбе
Беседа «Идет
кузнец из кузницы»
«Казачий круг»
Рисование
«Профессии
казаков»
Семейная
викторина «Мы
казаки»

09.06.2025.

1час

беседа

11.06.2025.

1час

беседа

16.06.2025.

1час

беседа

18.06.2025.
23.06.2025.

1час

беседа
беседа

25.06.2025

1час

1час

1час

беседа

опрос

беседа

набл
юден
ие
бесед
а
опрос

беседа

бесед
а
опрос

опрос

Всего часов

8 часов

6 часов

2 часа

Календарный учебный график 2024-2025 учебный год
Месяц,
дата
Сентябрь

Тема занятия

Вводное занятие «Люблю
тебя, мой край родной».
04.09.2024 Мониторинг
знания
умения и навыки детей на
нач.уч.года
06.09.2024 Рисование «Мой край»

11.09.2024 Аппликация: «Родной
край»

13.09.2024 Разучивание казачьей
игры «Перебери зерно»
18.09.2024 Лепка: «Птичий двор»

20.09.2024 Беседа
«Достопримечательности
города»
25.09.2024 Рисование «Памятники
родного города»

Задачи

Раздел

Познакомить с ценностями
«России», «Родина» формировать
представления о Родной стране и
ее символах

Ресурсы сети
интернет

Задачи: продолжать учить детей
рисовать несложные пейзажи,
объединяя их в сюжеты по
данной теме.
Цель: развивать познавательный
интерес к изучению своего края,
развивать фантазия детей,
совершенствовать навыки
вырезания, прививать
аккуратность в работе
Развитие внимательности во
время разучивания новой игры
Обучать приемам скульптурной
лепки и из целого куска путем
вытягивания и моделирования
частей с использованием стеки
для передачи характерных черт
Закреплять и расширять знания
детей о родном городе,
достопримечательностях города
Моздока, детском саде
Закреплять умение рисовать по
собственному
замыслу,
самостоятельно
придумывать
содержание

Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет

Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет

Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет

27.09.2024 Беседа «Воспитание
казачат»

Ресурсы сети
интернет

Октябрь

Ресурсы сети
интернет

02.10.2024
04.10.2024

09.10.2024
11.10.2024

16.10.2024
18.10.2024
23.10.2024

25.10.2024
Ноябрь
01.11.2024
06.11.2024

08.11.2024

13.11.2024

15.11.2024

Расширять
представление
о
воспитании детей у казаков,
развивать интерес к истории
родного края
Беседа «Моя большая
Цель: формирование
семья»
представлений о семье и ее
членах; о доброжелательных
отношениях.
Аппликация «Дом для
Цель: создание выразительного
казачьей семьи»
образа «Казачий Курень с
соломенной крышей» в технике
сюжетно – тематическая
аппликация.
Учить понимать относительности
Лепка «Моя любимая
величины частей, располагать
семья»
поделку вертикально, придавая ей
устойчивость.
Рисование «Моя рука –
Воспитывать любовь к членам
моя семья»
семьи, вызывать желание
нарисовать их портреты.
Закреплять приемы рисования
гуашевыми красками,
фломастерами, тычками.
Поделка «Моя семья»
Формировать умение аккуратно
работать с ножницами
Познакомить детей с
Беседа «Что такое
понятиями «родословная» и «гене
генеалогическое дерево?» алогическое древо», «поколение»;
«Составление
Вызвать желание узнать больше о
генеалогического древа своей семье
семьи»
Рисование «Моя семья»
Учить рисовать характерные
черты внешности
Беседа «Кто такие казаки» Приобщать детей к народному
творчеству, расширять знание о
труде и быте казаков
Лепка «Конь для казака» Передавать характерную форму
частей животного. Учить
объединять вылепленные части в
одно целое.
Аппликация: «Терская
Познакомить с особенностями
казачка»
терского женского костюм,
украшением элементами одежды.
Рисование «Украшение
Формировать умение составлять
костюма казачки»
узоры путем чередования разных
элементов.
«Встреча с атаманом
Формировать у детей интерес к
сельского поселения
народным традициям.

Ресурсы сети
интернет

Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет

Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Рассказ
атамана

станицы Терской»
20.11.2024 Беседа «Кто мы, откуда.
Где наши корни»
22.11.2024 Рисование «Казачий
костюм»

27.11.2024 Лепка «Казачья утварь»

Декабрь

Посещение библиотеки.

04.12.2024
06.12.2024 Рисование «Казаки»
11.12.2024 Лепка «Каравай
румяный»
13.12.2024 Рисование
«Разукрашивание
каравая»
18.12.2024 Беседа «Традиции и
обычаи казаков»

Воспитывать патриотические
чувства любви к малой Родине.
Повысить интерес детей к
истории своего народа
Познакомить
с
традиционными костюмами
казака
и
казачки,
обратив
внимание
на украшение вышивкой женской
и мужской одежды
Знакомить детей с укладом жизни
казаков, расширять
представления о казачестве,
самобытности, культуре,
традициях этого народа.
Развивать познавательный
интерес к истории своего народа;
к его культуре и традициям
Воспитание у детей любви к
малой Родине, родному краю.
Воспитывать бережное
отношение к хлебу, умение им
дорожить
Воспитывать бережное
отношение к хлебу, умение им
дорожить
Закреплять знания детей
о жизни, традициях и обычаях
казаков
Познакомить детей с
традиционной игрой казаков.
Развивать познавательный
интерес к истории своего народа
Воспитывать чувство уважения к
старшим поколениям.
Развивать познавательный
интерес к истории своего народа;
к его культуре и традициям

20.12.2024 Разучивание казачьей
игры «Чур у дерева»
25.12.2024 Просмотр презентации
«Казаки люди вольные»
27.12.2024 Беседа «Заповеди
казачества»
«В казачьей хате»
Январь
экскурсия в мини – музей
10.01.2025 детского сада.
Мониторинг знания.
Умения и навыки детей на
середину уч.года
Лепка из соленого теста Учить лепить макитры, кувшины,
«Посуда казака»
миски и др. посуду казаков.
15.01.2025
Умение раскрашивать не выходя
17.01.2025 Раскрашивание посуды
за линии. Воспитывать чувство
уважения к нашим предкам

Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет

Ресурсы сети
интернет

Рассказ
работников
библиотеки
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет

Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет

22.01.2025 Аппликация «Мисочка – Развивать интерес к
посуда казаков»
изобразительной деятельности,
совершенствовать умения в лепке
Познакомить детей с
29.01.2025 Беседа «Крещение»
происхождением
праздника Крещения
Разучивание с детьми казачьих
31.01.2025 «Живет в народе песня»
песен
Знакомить детей с народными
Февраль Праздник «Масленица
пришла – радость
традициями- праздником
05.02.2025 принесла»
Масленицей, историей её
возникновения.
Лепка «Чудесные
Продолжать воспитывать интерес
горшочки»
к лепке.
07.02.2025
12.02.2025 Беседа «Сердце матери Воспитывать уважительное
лучше солнца греет»
отношение к женщине – матери
Расширять представления детей о
14.02.2025 Рисование «Одежда
казака»
казачьей одежде, ее названии и
назначении.
Познакомить детей с хороводами
19.02.2025 «Хороводные казачьи
игры»
наших предков.
21.02.2025 Лепка «Браслеты и бусы Развивать общую и мелкую
для красавиц – казачек»
моторку рук. Воспитывать
уважения к народным традициям
Дать первичные сведения о
26.02.2025 Беседа «Ремесла и
промыслы казаков»
промыслах и ремеслах казаков
28.02.2025 «Улыбнись, поклонись и Разучивание казачьих плясок
на пляску становись»
Беседа «Традиции и
Приобщать детей к народным
Март
обычаи казаков»
традициям, воспитывать чувства
04.03.2025
уважения к старшим поколениям
Учить из шарика, лепить
06.03.2025 Лепка «Вареники»
лепешку, с последующим
превращением ее в вареник
Развивать эстетическое
11.03.2025 Рисование «Расшиваем
платок узорчатый»
восприятие, чувство композиции.
Воспитывать самостоятельность,
13.03.2025 Пластилинография
«Скатерть к празднику»
уверенность, интерес к
художественному эксперименту
18.03.2025 Беседа: «С нами чудо из Дать некоторые сведения из
чудес – благовещенье с Священной истории,
небес»
повествующие о празднике
Благовещение
Познакомить детей с известными
20.03.2025 Беседа «Золотые имена»
людьми
Познакомить детей с новой
25.03.2025 Аппликация «Веточка

Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети

рябины»

27.03.2025
Апрель
01.04.2025
03.04.2025

08.04.2025

10.04.2025

15.04.2025

17.04.2025
22.04.2025

24.04.2025

Май
02.05.2025
06.05.2025

08.05.2025
13.05.2025
15.05.2025

20.05.2025

нетрадиционной
техникой аппликации из
комочков бумажных салфеток
Беседа «Будь как дома, но Вызвать у детей интерес к жизни
не забывай, что в гостях» на Руси.
Беседа «Вербное
Дать представления о празднике
воскресение»
Вербное Воскресенье.
рассматривание веточек
вербы.
Лепка «Вербная веточка» Развивать прием раскатывания,
сплющивания, примазывания
пластилина, деления на части.
Экскурсия в храм. Беседа Приобщения детей к
«Пасха в казачьей семье» традиционным для православной
России духовно-нравственным
ценностям
Чтение «Пасхальные
Приобщения
детей
к
сказки»
традиционным для православной
России
духовно-нравственным
ценностям
Беседа «Пасха, Красная Познакомить с
горка»
праздником Красная горка,
пропагандировать русскую
народную культуру
Роспись яиц к празднику Приобщение детей к народным
традициям и культуре.
Праздничная открытка к
Расширять интерес и знания
Пасхе
детей о православном празднике
Пасха, приобщать детей к
традициям и обычаям народа
Рисование «Казачья
Познакомить с внутренним
утварь»
убранством куреня, предметами
быта казаков.
«История казачьего
Познакомить детей с историей
костюма»
казачьего костюма, с
(аппликация)
особенностями его внешнего вида
«Распишем тарелочку для Воспитывать эстетический вкус,
казачки»
уважение к культуре родной
(поделка из мятой бумаги) страны
Рисование «Едим в гости Закреплять умения рисовать
к казакам»
фигуру человека в форме (Казака)
Рисования «Казаки»
Упражнять в применении
знакомых приёмов рисования
Беседа «Культура
Познакомить со стилем общения
общения в семье и
на Руси
обществе»
Беседа «Без прошлого нет Формировать традиции семейных

интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети

настоящего»

ценностей и уважительного
отношения к людям старшего
поколения
22.05.2025 Закрепить знание детей о Закрепить знание детей о казаках
казаках родного края
родного края
27.05.2025 Развлечение с родителями Приобщать дошкольников и
родителей к региональной
культуре
Древнерусские былины о Формировать представление о
Июнь
казаках Илья Муромец
героическом прошлом русского
03.06.2025
народа, русских богатыряхзащитниках Земли Русской
Знакомить с предметами
05.06.2025 Лепка «Квасник»
народного творчества
Познакомить детей с профессией10.06.2025 Беседа «Казаки
коневоды»
коневод
Познакомить детей с поговорками
12.06.2025 Казачий фольклор:
пословицы поговорки о
и пословицами, учить понимать
казачьей дружбе
их смысл
Содействовать ознакомлению
17.06.2025 Беседа «Идет кузнец из
кузницы»
детей с профессией кузнец
Продолжить знакомить детей с
19.06.2025 «Казачий круг»
традициями и обычаями
Умение воспроизводить на листке
24.06.2025 Рисование «Профессии
казаков»
задуманное
26.06.2025 Семейная викторина «Мы Выявить уровень знаний у детей о
казаки»
казачестве

интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет
Ресурсы сети
интернет

Календарный план мероприятий по воспитательной работе в кружке
«Ребята – казачата» на 2024 – 2025 уч.год.
№
1.

2.

3.

Дата

Форма
Название мероприятия,
проведения
события.
20.09.2024. «Как мы весело живем в праздник
детском садике своём»
Тема: «День мира»
14.10.2024. «Осень в гости к нам
праздник
пришла»
Тема: «Покрова»,
«Мир осенний родного
края»
04.11.2024. «С чего начинается
праздник
Родина»
Тема: «День народного
единства»

Ответственный
педагоги ДОУ
педагоги ДОУ

Атарщикова
Н.А.

4.

21.12.2024

5.

19.01.2025

6.

6.02.2025

7.

22.02.2025

8.

15.03.2025

9.

09.04.2025

10. 20.04.2025

«Здравствуй зимушка –
зима»
Тема: «Русские
традиции»
«Крещение»

гуляние

Атарщикова
Н.А.

гуляние

Атарщикова
Н.А.
педагоги ДОУ

«Моя малая Родина»
беседа
Тема: «Моя Осетия»,
«Малая Родина»
«День
защитника праздник
Отечества»
«Широкая
Масленица».
«Весна идет, весне
праздник
дорогу»
Тема: «Мамин праздник»

педагоги ДОУ
педагоги ДОУ

«Мир вокруг нас»
Встреча
с Атарщикова
Тема: «Скажи нам правду атаманом
Н.А.
атаман»
«Пасха»

развлечение педагоги ДОУ

«Солнышко – ведрышко, праздник
08.05.2025. выгляни в окошко!»
Тема: «День Победы»
12. 02.06.2025 «День защиты детей»
праздник
11.

педагоги ДОУ
педагоги ДОУ

Перечень дидактических материалов
№
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Наименование элементов перечня

«Одежда Терских казаков»
«Предметы быта казаков»
«Станичные ремесла»
«Казачье снаряжение»
Атрибуты старинных предметов быта
Предметы одежды и быта казаков;
Мини-музей «Хата казака»
Игра «Передай подкову»
Игра «Сбей шапку»
Игра «Напои лошадку»
Игра «Защити курень»
Игра «Достань платок»
Игра "Калачи"
Игра «Сон казака»
Игра «Чур у дерева!»

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Картина «Казаки»
Картина «Казачья утварь»
Картина «Одежда казаков»
Картина «Курень»
Картина «Орудие»
Картина «Казачья посуда»
Картина «Казачий быт»
Картина «Как казаки праздновали праздники»
А. Сластион «Проводы на сечь»
А. Бубнов «Тарас Бульба»
Ф. Рубо «Казаки атакуют»
Е. Покидченко «Казачье застолье»
К. Филиппов «Казаки в походе»
А. Бруно «Охота», «Батя! Да поихалы вже», «Мелодия весны»,
«Казачий хутор»
В. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин», «Казак
Дмитрий Сокол»
Пазлы «Одежда казаков»
Пазлы «Посуда»
Уголок Казачьей хаты- в группе
Казачье подворье –на территории ДОУ

Материально-техническое обеспечение;
Материально-техническое обеспечение
Кабинет-помещение, предназначеное для специальных занятий с необходимым для
этого оборудованием.
Функциональное использование кабинета.






Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
Индивидуальное консультирование;
Проведения кружков
Проведение мастер классов с родителями и детьми
Педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах детского
творчества и его значимости

Базовое оснащение кабинета.
 Столы для детей 6шт
 Стул для детей 15шт.






Полка для материалов 1шт.
Мольберт 1шт.
Магнитофон 1шт.
Изобразительный материал.

Художественный материал и инструмент.
№

Наименование

Количество

1

Кисти

15шт.

2

Карандаши
 Цветные
 Восковые

15шт

3

Краски акварель

15шт.

4

Гуашь

15шт.

5

Цветная бумага

10 наборов

6

Цветной картон

10 наборов

7

Белый картон

10 наборов

8

Ножницы

15шт.

9

Трафареты

10шт.

10

Клей ПВА

2 банки

15шт

Наглядные пособия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10..
11.
12.
13.

Картина «Казаки»
Картина «Казачья утварь»
Картина «Одежда казаков»
Картина «Курень»
Картина «Орудие»
Картина «Казачья посуда»
Картина «Казачий быт»
Картина «Как казаки праздновали праздники»
А. Сластион «Проводы на сечь»
А. Бубнов «Тарас Бульба»
Ф. Рубо «Казаки атакуют»
Е. Покидченко «Казачье застолье»
К. Филиппов «Казаки в походе»

14.
15.
16.
17.

А. Бруно «Охота», «Батя! Да поихалы вже», «Мелодия весны»,
«Казачий хутор»
В. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин», «Казак
Дмитрий Сокол»
Пазлы «Одежда казаков»
Пазлы «Посуда»

Нормативно-правовой базой парциальной образовательной программы «Ребята казачата» является:
-Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее– 273-ФЗ);
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020
г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018г. № 196»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно
уровневые программы)»;

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается её
самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке и
принятии локальных нормативных актов в соответствии с законом и уставом
образовательной организации: порядок разработки и реализации Программ,
количество обучающихся в объединении, формы обучения (273-ФЗ – ст. 28, п. 1).
Образовательные организации свободны в определении содержания образования,
выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по
реализуемым ими образовательным программам (273-ФЗ – ст. 28, п. 2).
Образовательная программа включает в себя комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационнопедагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного
учебного графика, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также
в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей
программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации
(273-ФЗ, ст. 2, п. 9).
- Устав МБДОУ Детский сад № 40 «Теремок».

Методические пособия: Методические пособия:
Гордеева А.А. «История казачества» М. Вече, 2006г
Косаева В.Н. «Народная культура и традиции Занятия с детьми 3-7 лет» Учитель
2019г.
Пантелева Н.Г. «Народные праздники в детском саду», «Мозаика – синтез», 2014г.
Тимофеева Л.О., Тимофеева Т.В., Волохова Н.Н. «Приобщение старших
дошкольников к традициям родного края» Учитель, 2016г.
Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
2003г.
Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», «ДетствоПресс», 2008г.
Иванова Т.В. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма», «Корифей»,
2005г.
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается родина?», «ТЦ Сфера», 2005г.
Попова Т.А. «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной
культуре», «Мозаика-Синтез», 2010г.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», «Скрипторий» 2012г.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду», «МозаикаСинтез», 2008г.
Список художественной литературы:
Александр Путов «Казачьи былины»
Борис Алмазов «Казачьи сказки»

Валентина Осеева «Просто старушка»
Василий Лебедев Кумач «Мы храбрые люди»
Дора Габе «Моя семья»
Зинаида Александрова «Родина»
Лев Толстой «Старый дед и внучек», «Стихи про казаков»
Платон Воронько «Мальчик Помогай»
Юрий Жуков «Сказки и мифы о казаках»
Демонстрационный материал:
«Одежда Терских казаков»
«Предметы быта казаков»
«Обычаи и традиции казаков»
«Станичные ремесла»
«Казачье снаряжение»
Экспозиции:
Атрибуты старинных предметов быта,
Предметы одежды и быта казаков;
Мини-музей «Хата казака»
Интернет-ресурсы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2019/04/07/konspekt-nod-obryvnaya-applikatsiyaosennee-derevo
2. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-obryvnoi-aplikaci-v-starshei-grupe-gus.html
3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-aplikaci-buryi-medved-v-podgotovitelnoigrupe-netradicionoi-napravlenosti.html
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2018/11/19/applikatsii-iz-sherstyanyh-nitok
5. https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-netradicionoi-tehnike-aplikaci-iz-nitok-dljavospitatelei.html
6. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-aplikaci-snegir-vypolnjaetsja-v-nakladnoitehnike.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».