Паспорт программы
Образовательная программа по художественно-эстетическому
направлению «Ребята-казачата»
Руководитель программы: педагог дополнительного образования, воспитатель
Сизова С.А.
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 40 «Теремок» ст.Терская
Адрес: РСО-Алания, ст.Терская, ул.Ленина 14, тел:
8(867)3650180,8(867)3650003
Электронная почта: lana_aleynikova@mail.ru
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении детский сад № 40 «Теремок»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного
учреждения
Цель программы: познание истоков культуры, истории, духовности,
патриотизма славного имени Терских казаков и формирование представлений
детей об истории возникновения казачества, знакомство с творчеством,
символикой, традициями, обычаями и бытом.
Направленность программы: культурологическая
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Способ освоения содержания образования: креативный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Народ крепко дорожит обычаями,
как своим священнейшим достоянием»
В.Г. Белинский
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на
которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота
которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку
открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного
края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и
сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут
знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее
представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на
предательство, преступление. А это так важно в наше время.
Анализ образовательного процесса показал, что при общем понимании
важности работы по возрождению духовности и патриотизма, начал
нравственного
сознания
воспитанников
на
основе
культурноисторических региональных
традиций
Терского казачества,
педагоги
испытывают затруднения в ее реализации. Это связано, как с недостатком
знаний по данной проблеме, так и с затруднениями в отборе адекватного
содержания в связи с отсутствием у педагогов целостного видения картины,
информационного поля формирования нравственного сознания дошкольников
с учетом национально-регионального содержания дошкольного образования.
Данная проблема послужила причиной разработки представленной программы
«Ребята - казачата».
Программа с одной стороны направлена на создание условий для
сохранения самобытной казачьей культуры. С другой стороны программа
обеспечивает дошкольникам патриотическое воспитание.
Нормативно-правовой
базой
парциальной
программы «Ребята - казачата » является:
образовательной
1. Нормативно-правовые основания разработки Программы
Методические рекомендации разработаны на основе и в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от
31.07.2020
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся») (далее– 273-ФЗ);
Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в
порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения
Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196»;
Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»; СанПин от
30 июня 2020 года 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№
09-3242
«О направлении информации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от
17.12.2014 г.
«О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в
редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от
30.08.2016 г. № 1035,от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018г. № 482).
- Устав Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение –детский сад № 40 Теремок ст. Терской Моздокского
район Республики Северная Осетия - Алания;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ребята казачата» (далее программа) имеет художественную направленность и
разработана для детей (5 – 6 лет).
Программа направлена на формирование и развитие.
Цель программы;
– познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма славного
имени Терских казаков и формирование представлений детей об истории
возникновения казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями,
обычаями и бытом.
- развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами
необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи программы:
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к родной культуре, к труду и людям труда;
- воспитывать интерес к художественному слову, к своеобразию терского
фольклора.
- формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы
живем, называется Казачий край, его характерные особенности.
- вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при
создании коллективных композиций.
Развивающие:
- развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины.
- вызывать у детей эмоциональный отклик , гордость за родные места.
- развивать индивидуальные творческие способности воспитанников, образное и
логическое мышление, воображение, самостоятельность.
- формировать представления о традиционной семье казака; знакомство с
семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и
передаче традиций.
- на основании исторического материала подвести детей к выводу об
особенностях быта, традиций, уклада жизни казаков.
Образовательные:
- расширять представления детей о казачестве. Побудить интерес к
предлагаемой деятельности.
- продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не
сжимая пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью
во время рисования.
- учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира
и их изображениями в рисунке. Учить «входить в образ».
Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и
воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность
воспитанников как субъекта культуры и духовности.
Программа знакомит дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом
терских казаков; охватывает литературный, фольклорный, исторический
материал; помогает формировать личность, способную к успешной
социализации; создаѐт обогащѐнную духовную среду; способствует
самореализации индивидуальности ребенка.
В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных
ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи
исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию
образовательных областей и направлена на личностно- ориентированный подход
к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.
Условия реализации программы:
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст( 5-6лет). Участниками
реализации программы являются: дети.
Формы реализации программы: подгрупповая, фронтальная.
Реализация регионального компонента проходит через знакомство с
национально-культурными особенностями Терских казаков
(произведения
искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей
станицы Терской, азами казачьей культуры и казачьего быта). Вся
образовательная деятельность по реализации регионального компонента
строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и
культурно-исторической
среды. Реализация
регионального
компонента
осуществляется в тесной взаимосвязи с социумом, в совместной деятельности
педагога и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников в
соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы.
Срок реализации программы
Срок реализации программы «Ребята- казачата» – 1 год.
Программа предназначена для системного взаимодействия взрослого с детьми
дошкольного возраста в ходе образовательных мероприятий, начиная со старшей
группы.
Продолжительность образовательной деятельности:
В старшей группе не более 25 минут.
Программа состоит из 4-х блоков:
1. «Мой родной казачий край»
2. «История казачества»
3. «Жизнь и быт казаков»
4. «Культура терских казаков»
Материал в данной программе планируется по темам, на ознакомление с
которым отводится месяц по всем образовательным областям. Индивидуальная
работа проводится по необходимости, она направлена на решение конкретной
проблемы и затруднении детей в ходе реализации программы.
Формы и методы работы с детьми поформированию представлений о
культуре и истории своего края
Приобщение к традициям казачества особенно значимо в дошкольные годы.
Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом
социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше
культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную
активность.
К средствам приобщения дошкольников к культуре казачества относятся
народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные
жанры устного народного творчества, собственная деятельность детей и вся
атмосфера, в которой живет ребенок. Вся работа по формированию
представлений о казачестве у старших дошкольников должна строиться
последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей. Формами работы
по формированию представлений о казачестве могут выступать: экскурсии,
прогулки, просмотр фильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций,
картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных данной теме, встречи с
казаками, дидактические игры, тематические выставки, праздники, развлечения.
При знакомстве детей с национальным наследием огромная роль принадлежит
родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре
своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к
самим этим культурам.
Использование потенциала семьи осуществляется путем:
- привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями
казаков, представителями которых являются они сами, или обучение их какомулибо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из
лозы, выжиганию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте);
- участия родителей в выставках семейного творчества;
- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
- совместного с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или
развлечении;
- ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с
дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе
Планируемые результаты освоения программы
Дошкольники:
- сформированы чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду,
своей малой Родине;
- сформировано желание беречь и охранять родную природу, любовь к родному
краю;
- дети знают особенности жизни и быта казачества; о том, как
ведется хозяйство, знания предметов деревенского быта, домашней утвари,
кухни;
- об обычаях, праздниках, обрядах, традициях терского народа, о народном
календаре;
- дети знают особенности народного костюма, музыкальный фольклор, народные
праздники и традиции;
-в течение года активно участвуют в календарно-обрядовых праздниках, где
демонстрируют свои способности;
- умеют давать оценку, высказывать свое мнение по поводу
мировоззренияТерских казаков в прошлом;
- самостоятельно организуют казачьи игры;
- знают жизнь казачества в городе и деревне, их особенности;
- имеют элементарные представления об архитектуре, живописи, народном
творчестве казачества.
Педагоги:
- самообразовываются по вопросам этнопедагогики, этнографии, народоведения;
- укрепление детско-родительских отношений, общаются с родителями
воспитанников на основе уважения и поддержки.
Родители:
-укрепление детско-родительских отношений, общаются с коллективом детского
сада на основе взаимного уважения и поддержки;
- активно участвуют в образовательном процессе.
Овладев этой программой, ребенок узнает историю своего края, у него
будет сформировано чувство любви к своей малой родине с ее далеким
прошлым. Ребенок познакомится с казачьим фольклором и диалектом, с
обычаями и традициями Терского казачества, с играми казачат. Через
продуктивную деятельность научится изготовлять предметы казачьего быта и
приобретет практические навыки по использованию их (в музее детского сада).
Ребенок осознает себя (открытие своего «я») и этапы своего развития, научится
понимать отношения в прошлом, станет воспринимать себя как часть общества
(его членом), и это определит его обязанности перед обществом: любить и
охранять свою Родину, заботиться о ней.
В качестве инструмента педагогического мониторинга развития ребенка, в
том числе его динамики, разработан мониторинг достижения детьми
планируемых результатов программы по блокам.
Программа «Ребята - казачата» рассчитана на год обучения и предназначена
для детей 5-6 лет.
В кружке заниматься не более 15 человек.
1 год обучения – 36 часов (1 раз в неделю по 1 часу)
Срок реализации программы 1 года.
Занятия проводятся 1 раза в неделю
Продолжительность занятий 20 - 25 минут при наличии сменной игровой
деятельности, включения динамических пауз (3-5 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть
занятий отводится на практическую работу детей.
основные формы обучения:
Интегрированные занятия;
Практические занятия;
Игровые формы организации занятий;
Выставки;
Экскурсии;
Для реализации программы на занятиях
педагогические методы обучения:
используются
следующие
Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия, работа с
литературой; просмотр фильмов.) основное
Репродуктивный ( практические упражнения и задания; ).
Игровой. Используется при реализации программы в следующих случаях:
в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п\п
Количество часов
Разделы программы
1-й год
1 Блок «Мой родной казачий край»
Сентябрь
«Мой край»
1.
Вводное занятие« Люблю тебя, мой край родной»
1 час
2.
Рисование «Мой край»
1 час
3.
Аппликация «Родной край»
1 час
4.
Разучивание казачьей игры «Перебери зерно»
Лепка : «Птичий двор»
1 час
Октябрь
«Моя семья»
1 час
2.
«Моя большая семья»
Рисование «Моя семья»
Аппликация «Дом для казачьей семьи»
3.
Лепка « Моя любимая семья»
1 час
4.
«Моя рука – моя семья»
1 час
1.
1час
2 Блок «История казачества»
Ноябрь
«Кто такие казаки?»
2.
Беседа «Кто такие казаки»
Встреча с атаманом сельского поселения станицы
Терской.
Лепка «Конь для казака»
3.
Аппликация : « Терская казачка»
1 час
4.
Рисование « Украшение костюма казачки»
1 час
1.
1 час
1 час
Декабрь
« Казаки люди вольные»
1.
Посещение библиотеки.
1 час
2.
Рисование «Казаки»
1час
3.
Лепка «Каравай румяный»
1 час
4.
Рисование « Разукрашивание каравая»
1 час
3 Блок « Жизнь и быт казаков»
Январь
«Семейный очаг – казачий быт»
1.
«В казачьей хате»
экскурсия в мини – музей детского сада
1час
2.
Лепка из соленого теста «Посуда казака»
1 час
3.
Раскрашивание посуды
1час
4.
Аппликация «Мисочка – посуда казаков»
1 час
Февраль
«Бабушкин сундук»
1.
Праздник « Масленица пришла – радость принесла»
1 час
2.
Лепка «Чудесные горшочки»
1 час
3.
Лепка « Браслеты и бусы для красавиц – казачек»
1 час
4.
Рисование «Одежда казака»
1 час
4 блок « Культура и традиции казаков»
Март
«Обряды и праздники»
1.
Беседа «Традиции и обычаи казаков»
1час
2.
Лепка «Вареники»
1час
3.
Рисование « Расшиваем платок узорчатый»
1час
4.
Пластилинография «Скатерть к празднику»
1час
Апрель
«Пасхальный эвон»
1.
Беседа «Вербное воскресение» рассматриванме
веточек вербы.
1 час
2.
Лепка «Вербная веточка»
1 час
3.
Экскурсия в храм. Беседа «Пасха в казачьей семье»
1 час
4.
Чтение « Пасхальные сказки»
Роспись яиц к празднику»
1 час
Май
«Любо быть казачатами»
1.
2.
3.
4.
«История казачьего костюма»
( аппликация)
«Распишем тарелочку для казачки»
( поделка из мятой бумаги)
«Едим в гости к казакам»
Рисование
Развлечение с родителями
ВСЕГО часов
Всего часов:
1 час
1 час
1 час
1 час
36 часа
36 часа
Общее количество часов:
36 часов
Методические пособия:
Гордеева А.А. «История казачества» М. Вече, 2006г
Косаева В.Н. «Народная культура и традиции Занятия с детьми 3-7 лет» Учитель
2019г.
Список художественной литературы:
Гордеева А.А. «История казачества» М. Вече, 2006г
Александр Путов «Казачьи былины»
Борис Алмазов «Казачьи сказки»
Демонстрационный материал:
«Одежда Терских казаков»
«Предметы быта казаков»
«Обычаи и традиции казаков»
«Станичные ремесла»
«Казачье снаряжение»
Экспозиции:
Атрибуты старинных предметов быта,
Предметы одежды и быта казаков;
Мини-музей «Хата казака»
-